Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время технология планирования в социокультурной сфере стала принципиально новой как в теоретическом, так и в прикладном плане. Это актуально для всех уровней управления в сфере культуры, включая региональные органы власти и государственные учреждения, а также муниципальные органы местного самоуправления и культурные организации всех типов. Это обусловлено тем, что используемая частично до настоящего момента советская система планирования с самого начала выражала унитарный характер, где процессы анализа, планирования и отчетности имели идеологическую направленность и были предельно централизованы.
Современные условия жизнедеятельности учреждения социально-досугового обслуживания населения невозможно без грамотного планирования деятельности.
Целью исследования является изучение ведущих методов планирования в деятельности учреждений культуры.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать виды (классификация) методов планирования;
– определить приоритетные методы планирования в учреждениях различного типа в сфере культуры;
– проанализировать совокупность методов и приёмов разработки планов в организации деятельности МУК ДК «Гжелка»;
– рассмотреть стратегический метод планирования как основу системы.
Объект исследования – процесс планирования в учреждениях культуры.
Предмет исследования – методы и виды планирования в учреждениях культуры.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области социально-культурной деятельности. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме и официальный сайт учреждения культуры.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрыты технологические основы методов планирования деятельности учреждений культуры.
Во второй главе проведен анализ роли ведущих методов внутрипроизводственного планирования в организации деятельности МУК ДК.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованных источников содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
1. Технологические основы методов планирования деятельности учреждений культуры
1.1 Виды (классификация) методов планирования
Проблемы развития социально-культурной сферы во многом связаны с несовершенным стилем управления, формированием новой среды и мировоззрения людей, которое несет за собой смену ценностей, норм, представлений о мире. Учреждения культуры вынуждены подстраиваться под изменяющуюся среду, где необходимым условием является умение составлять планы для эффективного осуществления собственной деятельности .
Планирование деятельности является в учреждении важной функцией управления. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности учреждения, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Планирование является одной из функций управления, выступающая как основное средство использования социально-экономических законов в процессе жизнедеятельности.
Планирование в учреждении должно служить основой организации и управления деятельностью, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.
Планирование можно рассматривать как процесс нахождения показателей деятельности учреждения культуры, постановки задач для достижения поставленных целей, оценки собственных действий и мониторинга окружающей среды .
Согласно определению С.И. Ожегова, план – это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ .
Процесс планирования деятельности учреждения культуры включает в себя: постановку цели и задач, разработку альтернативных решений и рассмотрения негативных факторов, анализ всех действий, которые будет использовать учреждение культуры при реализации проектных технологий и внедрения новшеств в организацию своей деятельности, а также четкая оценка предполагаемого результата.
Любое планирование должно начинаться с определения миссии, в которой содержится главная цель учреждения культуры и ожидаемый результат деятельности. Миссия учреждений социально-культурной сферы обусловливает общие стратегические цели, которые содержат в себе процесс формирования и развития человека в социально-культурной среде. Главным фактором в данном процессе выступает личность, потребность в ее духовном развитии и воспитании, выявление потенциала к творческому развитию, формирование поведения и индивидуального личного сознания, способность к адаптации в социуме. Стоит отметить, что каждое учреждение культуры предполагает наличие своих задач и функций, которые могут влиять на миссию организации и планирование деятельности. Учреждение культуры, заявляя о своей миссии, обозначает перечень ценностей: эстетических, социальных, культурных, нравственно-моральных и других, которыми оно руководствуется в своей деятельности.
Учреждения культуры вынуждены в современных условиях переходить на новые модели планирования и все чаще внедрять в процесс новые технологии. Ж.А. Алексанова считает, что «это обусловлено тем, что некоторые учреждения культуры до сих пор работают в советской системе планирования, которая с самого начала носила унитарный характер, где процесс отчетности, планирования, анализа предельно централизован и имел идеологическую направленность» .
В процессе создания плана собственной деятельности руководство учреждения культуры реализует ряд задач, обусловленных разнообразными формами планирования. Первая задача – это определение масштаба и сложности планирования – от составления плана совещания до планов организации отрасли культуры. Решение еще одной задачи включает в себя расчет времени. Специалист социально-культурной сферы может планировать деятельность своей организации, рассчитывая собственные действия на различный временной отрезок. Третья задача планирования – знать, сколько людей будет вовлечено в будущий проект. Специалист социально-культурной сферы может разрабатывать план в одиночку, но его цели и задачи требуют привлечения определенного количества людей – от нескольких коллег до нескольких тысяч.
Деятельность специалиста индустрии досуга требует от него составления плана действий, классифицируемых по некоторым показателям: в зависимости от срока составления плана; содержания решений, включенных в план; уровня разработки (планирование может охватывать интересы региона, федерации); по способу представления (план можно разработать в виде текста, графики, таблицы); по применяемой методике планирования. Важно учитывать, что один и тот же план можно систематизировать по разнообразным параметрам.
Во время организации плановой деятельности неизбежно появляются трудности обобщения, объясняемые разнообразием планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : закон РФ от 9.10.1992 № 3612-I [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
3. Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта : Приказ Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
4. О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения : Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
5. Алексанова Ж.А. Планирование деятельности учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 3. – С. 6-17.
6. Вицелярова К.Н., Горшенина Е.В. Предпринимательство и проектная деятельность: учебное пособие. – Краснодар: КГИК, 2017. – 167 с.
7. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств: учебник. – М. : МГУКИ, 2007. – 479 с.
8. Иванова А.В., Сабаева А.М., Турханова Р.И., Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная деятельность: инновационная методология / А. В. Иванова, А. М. Сабаева, Р. И. Турханова, Д. В. Шамсутдинова. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. – 232 с.
9. Ипатова А.В. Анализ влияния факторов внешней среды на реализацию процесса планирования государственного автономного учреждения // Матрица научного познания. – 2018. – № 10. – С. 23-25.
10. Кемерова Т.А. Теория социально-культурной деятельности: учеб. пособие. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с.
11. Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
12. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы. – М. : ФАИР, 2006. – 224 с.
13. Молчанова Н.В., Малухина Г.М., Котельникова О.Ю. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие; Комитет культуры Волгоградской области, Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», Кафедра социально-культурной деятельности. – Волгоград: ИП Никулина М. Г., 2020. – 239 с.
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка; под общ. ред. Л.И. Скворцова. – М.: Оникс; Мир и образование, 2015. – 1200 с.
15. Теоретические и технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Н. И. Ануфриева, А. В. Каменец, Е. И. Григорьева, И. С. Казакова, Н. С. Ющенко; Мин-во науки и высш. образования РФ, Рос. гос. соц. ун-т. – М.: Издательство РГСУ, 2018. – 153 с.
16. Трошина Н.И., Журба Е.С. Система планирования в организациях социально-культурной серы // Science Time. – 2018. – № 11 (59). – С. 8-12.
17. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. – 544 с.
18. Чудина Г.В. Технология планирования деятельности муниципальных учреждений культуры // Державинский форум. – 2018. – Т. 2. – № 5. – С. 167-172.
19. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. – М. : МГУКИ, 2013. – 55 с.
20. МУК ДК «Гжелка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dk-gjelka.ru/ (дата обращения: 03.04.2021).
21. План финансово-хозяйственной деятельности МУК ДК «Гжелка» на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bus.gov.ru/public/print-form/show.html?pfid=40593783 (дата обращения: 03.04.2021).
22. Устав муниципального учреждения культуры ДК "Гжелка" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dk-gjelka.ru/документация/официальные-документы (дата обращения: 03.04.2021).